пятница, 8 февраля 2013 г.

состав виртуозов москвы

Как складывалась ваша с "Виртуозами" работа в студии?

Пожалуй, только тем, что оба состава возглавляет Спиваков. Репертуар у них особенно не изменился; может быть, старый состав больше играл итальянской музыки - Россини, Вивальди, а новый играет больше романтической и современной. Но когда появились новые "Виртуозы", я для себя закрыл эту тему. Здесь другие музыканты, флаг им в руки, как говорится, пусть продолжают работать. Замечательно, что от старого состава сохранилось несколько музыкантов такого уровня, как контрабасист Григорий Ковалевский, альтист Юрий Юров, гобоист Алексей Уткин, у которых учатся новые "Виртуозы". У них хорошая школа, многие из них - солисты с огромными исполнительскими возможностями. Некоторых я помню еще по отборочной комиссии конкурса Чайковского. Музыканты это замечательные, здесь они на своем месте. Но сравнивать эти два оркестра нельзя. Слишком сильно изменилась наша жизнь, в том числе музыкальная.

Чем теперешний состав "Виртуозов Москвы" похож на тогдашний?

Первый состав "Виртуозов Москвы". Слева направо: А.Мусаэлян, Д.Шебалин, А.Гельфат, А.Абраменков, Б.Куньев, Ю.Башмет, А.Готгельф, В.Спиваков, В.Берлинский, Л.Полонский, М.Мильман, М.Копельман, А.Шейнюк, Э.Назаренко, А.Футер. Сидят: Ю.Юров, Б.Гарлицкий, Г.Ковалевский.

Иногда я наблюдал их на зарубежных гастролях. Всегда буду помнить, как мы встретились в Мюнхене, и Спиваков пригласил меня на концерт... в Дахау. И мне пришлось что-то преодолеть, потому что на радость от нашей встречи наложилась перспектива поездки в Дахау. Но концерт получился замечательный. Камерная симфония Шостаковича там прозвучала как-то особенно, сколько бы раз ни слышал ее каждый из нас. Помню паузу в финале, Спиваков вообще мастер пауз, театральных, мхатовских, он замечательно чувствует драматургию конкретного концерта. И та пауза прозвучала как минута молчания.

Конечно. Александр Готгельф - ныне концертмейстер группы виолончелей Российского национального оркестра. Борис Гарлицкий - профессор Парижской консерватории, а теперь еще и концертмейстер Лондонского симфонического оркестра. Сейчас в "Виртуозах" остались Юров и Ковалевский, которые связывают новый состав со старым. Как и в первом составе оркестра Баршая, музыканты там были первоклассные. Каждому из них было много дано: своя специальность, потрясающая ансамблевая культура. Жили они в закрытой тоталитарной стране, перспектив реализоваться в мире у них не было. А честолюбия, школы и профессионализма хватало. Оркестр был надеждой вырваться из московской резервации, увидеть свет и показать свои возможности. Уровень работы в каждой группе, форма каждого музыканта, их отношение к репетициям, - больше я такого не видел.

В первом составе было немало известных музыкантов и кроме них.

Для броского начала, чтобы "Виртуозы Москвы" стали брендом, к участию были приглашены артисты квартета имени Бородина, что привлекло колоссальное внимание общественности. Пригласили Юру Башмета, он уже тогда был ярким молодым музыкантом, хотя культовой фигурой и суперзвездой еще не стал. Вообще, если мы проследим линию его выдающейся карьеры, то увидим, что он, будучи на 10 лет младше Спивакова, шел во многом по этому же пути, наращивая свои возможности, иногда опережая Спивакова и стараясь быть эквивалентным тому, что делал он. Бородинцы и Башмет были там недолго, как бы для красоты слога, они указали статус нового коллектива.

К программке их первого концерта я написал текст, который без изменений перепечатывался из года в год. По первой профессии я скрипач, учился вместе со многими из первого состава "Виртуозов". Когда у Владимира Спивакова возникла эта идея, мы все очень загорелись ей: сделать оркестр не хуже эталонного оркестра Рудольфа Баршая, конкурентоспособный во всем мире. Сначала думали позвать туда только лауреатов международных конкурсов. Но много замечательных музыкантов было и среди лауреатов всесоюзных. Потом возникли кандидатуры лауреатов всероссийских конкурсов. Дальше мы уже ничего не смогли придумать... пределом нашей фантазии было "участник ташкентского землетрясения".

С чего началось ваше взаимодействие с "Виртуозами Москвы"?

На этой неделе начинаются юбилейные торжества, посвященные 25-летию оркестра "Виртуозы Москвы", созданного скрипачом и дирижером Владимиром Спиваковым. Музыковед Евгений Баранкин был первым летописцем и биографом "Виртуозов", а позже работал с ними в студии как продюсер звукозаписывающей фирмы "Русский сезон". Илья Овчинников побеседовал с Евгением Семеновичем о "Виртуозах Москвы" - тогдашних и теперешних.

 версия для печати

 получить по E-mail

Дата публикации:  11 Апреля 2005

"Это вспоминается как легенда"25 лет камерному оркестру "Виртуозы Москвы"

/ Обзоры / Музыка < Вы здесь

/ Обзоры < Вы здесь

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль

Последнее обновление

www.russ.ru "Это вспоминается как легенда"

Комментариев нет:

Отправить комментарий